Психолого-педагогическое консультирование воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Психолого-педагогическое консультирование осуществляется как по запросу, так и в плановом порядке. В своей консультативной практике педагог - психолог реализует принципы консультирования следующих психологических направлений: диагностический, экзистенциальный, гуманистический. Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в детском учреждении. В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей, воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их на психолого -медико-педагогические консультации;
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
Данное направление профессиональной деятельности проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
1. этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);
2. этап комплексного психологического обследования;
3. аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);
4. этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);
5. этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
Педагог-психолог использует различные формы оказания консультативной помощи, а именно: групповые, индивидуальные консультации, предоставление стендовой информации, буклетов. Периодичность осуществления зависит от формы и запроса на консультативную помощь. Участие педагога-психолога в родительских собраниях и воспитательных часах определяется планом воспитательной работы учреждения. Индивидуальные консультации проводятся по графику работы специалиста (родители - среда; педагоги - четверг; воспитанники - пятница). Коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Основными механизмами реализации коррекционно-развивающих занятий являются: многоаспектный анализ личностного и познавательного развития воспитанников; составление программ коррекции отдельных сторон познавательной, эмоционально-волевой сфер детей, испытывающих трудности в обучении и развитии. Периодичность проведения коррекционно - развивающих занятий определена заключением ТПМПК, планом работы педагога-психолога. Коррекционно-развивающие занятия проводятся по заключениям ТПМПК в отношении воспитанников с ЗПР; по результатам диагностических минимумов в период адаптации к условиям учреждения; к условиям разнопредметного обучения; профильного обучения; по результатам социально-психологического тестирования ; по запросу родителей. Решение о прекращении психологического сопровождения принимается на заседании психолого – медико – педагогического консилиума на основании результатов контроля динамики развития воспитанника.